Принято считать, что в СССР не было рекламы. Даже Большая Советская Энциклопедия, рядом с которой по авторитетности не валялся тогда никакой Даль, писала о ней резко осуждающе: «Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества».

Но не стоит верить ей на слово. Это примерно как с сексом – советские люди на полном серьезе утверждали, что «у нас его нет», а он был. Вот и с рекламой так же. «Летайте самолетами Аэрофлота» — это ведь не при капитализме придумали.

Поначалу, сразу после революции, молодое совковое государство рекламу запретило. Но уже к НЭПу отпустило вожжи и позволило производственным артелям и трестам самовыражаться для привлечения покупателей. Потом НЭПовскую лавочку прикрыли, а рекламу решили оставить.

«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю». Так говорил видный партийный и советский деятель товарищ Анастас Микоян в те времена, когда его именем еще не нарекли колбасу.

Не все знают, что видным деятелем советской рекламы был Маяковский. Ему не было равных в придумывании рекламных слоганов, которые тогда называли лозунгами. Ценители творчества Маяковского без труда узнают его стиль на рекламе ГУМа начала 1930-х, например.

В паре с поэтом Маяковским работал художник Родченко. У них сложился, как сейчас принято говорить, творческий тандем. Жгли они, конечно же, не по-детски. И проходило ведь! Сейчас мы, потомки поэта, с высоты прожитых лет видим, как же неимоверно крут был Владимир Владимирович. Посади его сейчас – всем хипстерам дал бы прикурить. 

Надо сказать, рекламу в СССР не очень жаловали. Не то чтобы она раздражала – на нее просто не обращали внимания. Все же отношения не были капиталистическими, выбора и конкуренции особо не было, и покупали люди не то, что рекламируют, а то, что дают. Создатели рекламы это понимали и часто рекламировали не бренды, а вид продуктов. «Требуйте всюду мороженое». «Требуйте всюду сосиски». 

Но тут надо сказать, наверное, что точно так же в те времена поступали и за океаном. Яркое подтверждение – продактплейсмент безымянных консервов со шпинатом в мультфильме «Моряк Попай».

Личный переводчик Сталина по фамилии Бережков писал в мемуарах так: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме». 

В общем, кроме поехавшего на рекламе товарища Микояна двигатель торговли был мало кому нужен. Поэтому на советской рекламе можно было нарисовать любого урода, и никто не читал тебе лекции о негативных ассоциациях у целевой аудитории. 

Благодаря старой советской рекламе я узнал, что в СССР были баварское пиво, голландский джин и даже — вы не поверите! — мой обожаемый тёмный Guinness:

Некоторые слоганы с советской рекламы стали крылатыми выражениями:

А сама реклама порой до неприличия напоминала вражеский пинап:

Краткость — сестра таланта: СОСИСКИ. Почти «Volksvagen. Das Auto». 

Иногда в советской рекламе проявлялись зачаточные попытки маркетингового подхода. Целевой аудитории предлагалось посмотреть на рекламируемый продукт не тупо в лоб, а с нужной стороны. Еда — это в первую очередь закуска!

А это вообще крамольный, вражеский плакат. Никогда бы не подумал, что в СССР мог продавать свои жалкие поделки какой-то буржуй Гаммер из Нью-Йорка!

Петуховский содострой. Как сказал бы товарищ Гаммер, no comments.

А еще на советской рекламе была куча разных крутых девайсов, которые сейчас незаслуженно забыли, и о которых я обязательно когда-нибудь напишу в этой истории!

comments powered by HyperComments